Translate

среда, 3 апреля 2013 г.

"Камень раздора" между Китаем и Японией - архипелаг в Восточно-Китайском море

    Острова Дяоюйдао (Diaoyu) (в японской картографии – Сенкаку (Senkaku)) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 кв.км, расположенные в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от острова Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония), в 190 км к северо-востоку от острова Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая.
    После победы над фашистской Японией и окончания Второй мировой войны с 1945 до 1972 года архипелаг Дяоюйдао (Сенкаку) находился под управлением США как составная часть префектуры Окинава. После возвращения Окинавы Японии (1972 год) и особенно в настоящее время Япония стремится контролировать острова Дяоюйдао-Сенкаку, а Китай и Тайвань оспаривают такое стремление.

    Территориальный спор между Японией, КНР и Тайванем о принадлежности островов касается не столько суверенитета над самими островами, которые не имеют особой хозяйственной ценности, сколько права на освоение ресурсов континентального шельфа Восточно-Китайского моря в районе расположения архипелага. Неслучайно конфликт возник только после того, как появились предположения о наличии нефти вблизи островов Сенкаку, в то время как на более ранних этапах суверенитет над ними не оспаривался, о чем свидетельствуют японские и китайские источники.
    В XIV-XVI вв. морской путь из Китая на острова Рюкю неизменно пролегал мимо архипелага Дяоюйдао (Сенкаку), следовательно, данные острова были хорошо известны мореплавателям и являлись важным ориентиром для навигации. Однако во второй половине XIX в. архипелаг оставался необитаемым, в источниках не содержатся сведения о попытках освоения этой территории ни со стороны императорского Китая, ни со стороны Японии.
    В 70-х-80-х гг. XIX в. Япония начинает проявлять интерес к архипелагу Сенкаку, расположенному в непосредственной близости от островов Рюкю – острова Сенкаку появляются на официальных картах Японии. Обозначая острова Сенкаку как свою территорию на картах, Япония добивалась их законного присоединения. Однако из-за сложностей в отношениях с Китаем мэйдзийское правительство не удовлетворило просьбу губернатора префектуры Окинава принять необходимые меры, чтобы узаконить принадлежность архипелага Сенкаку Японии. Тем не менее японское правительство не запрещало японским рыбакам вести промысел вблизи архипелага Сенкаку, считая эти необитаемые острова ничейной территорией. В свою очередь китайское правительство не высказывало протеста в отношении действий японских рыбаков.
    Острова Сенкаку не пользовались широкой известностью и не вызывали территориальных разногласий до того, как в 1968 года экономическая комиссия ООН по Азии и Дальнему Востоку не опубликовала доклад, в котором сообщалось, что вблизи островов Сенкаку в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря может находиться богатое нефтяное месторождение. Осенью 1968 года ученые из Японии, КНР и Тайваня провели исследования дна Восточно-Китайского моря, которые показали, что к северо-востоку от Тайваня, в районе общей площадью 200 тыс. км², по всей вероятности, находится богатое нефтяное месторождение.
    Таким образом, территориального конфликта по вопросу о принадлежности архипелага Дяоюйдао (Сенкаку) с момента окончания второй мировой войны в 1945 года до 1970 года еще не существовало. Из-за своей малозначительности необитаемый архипелаг Сенкаку даже не был упомянут в тексте Сан-Францисского мирного договора с Японией. Тем не менее факт нахождения архипелага под управлением США как в период оккупации 1945–1952 гг., так и после ее окончания вплоть до возвращения Окинавы Японии в 1972 года, не вызывает сомнений. В то же время Япония активно проводила исследования архипелага Сенкаку. По результатам изучения ряда источников можно предположить, что ни Тайвань, ни КНР, ни какие-либо другие государства до 1970 года не высказывали официального протеста против действий США или же действий Японии, предпринимаемых в отношении архипелага Сенкаку.
    Тайвань впервые официально высказал свои претензии на суверенитет над островами Дяоюйдао (Сенкаку) в сентябре 1970 года. До этого он ограничивался лишь стремлением добиться согласия Японии на совместную тайваньско-американскую разработку нефтяного месторождения вблизи архипелага. Следом за Тайванем, в октябре 1970 года КНР, заявила о своих территориальных претензиях на острова Дяоюйдао. Таким образом, осенью 1970 года из-за стремления получить контроль над ресурсами континентального шельфа Восточно-Китайского моря возник островной территориальный конфликт между Японией, Китаем и Тайванем хотя сам архипелаг Сенкаку в тот период находился под управлением США как составная часть префектуры Окинава.
    В 1971 года территориальный конфликт вокруг архипелага Дяоюйдао (Сенкаку) принял международный характер. Претензии тайваньского правительства поддержал материковый Китай. В январе 1971 года в Вашингтоне, Сан-Франциско, Чикаго и других американских городах прошли массовые демонстрации китайских студентов в защиту островов Дяоюйдао. В феврале 1971 года аналогичные выступления охватили Гонконг. Таким образом, в период 1971–1972 гг. территориальные претензии к Японии по поводу архипелага Дяоюйдао (Сенкаку) выдвигал не только Тайвань, но и Китайская Народная Республика.
    Несмотря на активные попытки, КНР не удалось воспрепятствовать передаче архипелага Сенкаку Японии в ходе возвращения под японскую юрисдикцию Окинавы. В свою очередь, японской стороне также не удалось заручиться поддержкой США в решении территориального спора с КНР и Тайванем. Именно в этот период закладываются предпосылки для затягивания конфликта.
    После установления дипломатических отношений между Японией и КНР (сентябрь 1972 года) проблема архипелага Сенкаку не вызывала особых разногласий. В октябре 1974 года китайская сторона впервые применила новый подход к проблеме архипелага Дяоюйдао: она предложила отложить рассмотрение спорного вопроса на неопределенный срок. Таким образом, после установления дипломатических отношений между КНР и Японией конфликт во многом потерял свою остроту. Политика откладывания разрешения спора, последовательно проводимая КНР, оказалась эффективной для нормализации отношений с Японией. Японская сторона, в свою очередь, пошла на компромисс и не требовала от КНР полного отказа от территориальных претензий на архипелаг Сенкаку.
    Конфликт вновь обострился лишь в середине 1990-х гг. Ухудшение китайско-тайваньских отношений в связи с военными учениями, проведенными КНР накануне выборов президента Тайваня в марте 1996 года, вызвало серьезные опасения у жителей Японии. Если бы эти события переросли в военный конфликт, Китай захватив Тайвань, возможно, попытался бы овладеть и островами Сенкаку, контролируемыми Японией. Появилась опасность развязывания военных действий между двумя странами.
    Обострению территориального конфликта способствовал и тот факт, что, приняв конвенцию ООН по морскому праву в 1996 года, и Китай, и Япония включили архипелаг Дяоюйдао (Сенкаку) в свои морские экономические зоны. В июле 1996 года Токио принял решение о введении 200-мильной эксклюзивной экономической зоны вокруг Японии, в которую был включен и архипелаг Сенкаку. Официальные власти КНР отреагировали на это довольно сдержанно, однако в Гонконге, Макао и на Тайване начались антияпонские демонстрации. Были созданы организации "защитников Дяоюйдао", которые обратились к Пекину с призывом применить военную силу против Японии. Китайское руководство приняло решение о создании "оперативной группировки войск", специально предназначенной для направления в случае необходимости в район Дяоюйдао.
    14 июля 1996 года представители организации "Ассоциация японской молодежи" ("Нихон сэйнэнся") установили маяк на острове Китакодзима. В ответ на это в КНР и Гонконге прошли многочисленные акции протеста. Китай потребовал убрать японский маяк с острова. В Гонконге возникло движение рабочих, отказывающихся покупать товары японского производства.
    18 августа 1996 года шесть членов "Общества защиты островов Сенкаку" во главе с его лидером Мэгуми Тадахиса установили на острове Уоцури японский флаг шириной 3 м и высотой 2 м, памятник покоящимся на острове жителям префектуры Окинава.
    7 октября 1996 года 40 судов с транспарантами "территория Китая" вошли в территориальные воды Японии вблизи островов Дяоюйдао, игнорируя предупреждения патрульного корабля японской береговой охраны. Протестующие из Гонконга и Тайваня высадились на острове Уоцуридзима и установили там флаги КНР и Тайваня, которые позже были убраны японцами.
    В мае 1999 года в японской прессе впервые появились сообщения, что китайские суда ведут геологическую разведку на шельфе островов Сенкаку в эксклюзивной экономической зоне Японии. В связи с этим Токио обратился с предложением к Пекину о проведении японо-китайских консультаций по проблеме морского права. Пекин ответил отказом и заявил о непризнании действия экономической зоны Японии.
    Вчера 2 апреля 2013 года Центр исследования Японии сообщил о том, что правительство Японии опубликовало проект пятилетнего плана в области моря. В этом документе отмечаются случаи обнаружения иностранных кораблей, ведущих без разрешения морские исследования в японских водах. Этим планом предусматривается добыча природного газа из залежей гидрата метана на дне моря в районе архипелага Сенкаку с таким расчётом чтобы в течение ближайших 3 лет определить объемы этих залежей и начать их коммерческую эксплуатацию примерно в 2018 году. В плане также говорится, что Япония будет продолжать наблюдение за своими ключевыми отдаленными районами и будет защищать эти районы.
    Несколькими днями ранее, 28 марта 2013 года пресс-секретарь Министерства национальной обороны Китая Ян Ючжин (Yang Yujun) заявил, что любой заговор с целью оккупировать территорию Китая с опорой на поддержку внешних сил, обречены на провал. Выступая на пресс-конференции в СМИ Ян Ючжин сообщил что Япония и США начали разработку оперативных планов совместных действий на островах Дяоюйдао, но военные НОАК уверены в своей способности защитить государственный суверенитет и территориальную целостность Китайской Народной Республики.
    Таким образом, проблема архипелага Дяоюйдао-Сенкаку еще долгое время может оставаться препятствием для развития японско-китайских отношений, а постоянное патрулирование военными кораблями НОАК района архипелага Дяоюйдао не исключает того, что для установления контроля над спорной территорией Китай может применить военную силу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий