Translate

среда, 22 мая 2013 г.

Китай имеет вторую в мире по количеству боевых самолетов морскую авиацию

   При наличии одного авианосца "Ляонин" Военно-морские силы НОАК имеют на вооружении боевые самолеты тех же типов, что и военно-воздушные силы, причем в сопоставимых количествах. Далее в этой статье под ВВС будет пониматься совокупность летательных аппаратов собственно ВВС и морской авиации вместе взятых.
   Еще в середине 90-х на вооружении китайских ВВС оставалось несколько сотен J-5 (МиГ-17). И еще в начале ХХI века больше половины боевых самолетов составляли J-6 (МиГ-19), а J-7 (МиГ-21) считались чуть ли не новыми и современными. Однако за последнее десятилетие НОАК претерпела разительные перемены во всех своих компонентах, включая ВВС.

Развитие истребительной авиации

   J-6 три года назад были сняты с вооружения. Впрочем, примерно две тысячи этих самолетов остаются на хранении и, по-видимому, переделываются в ударные беспилотники (возможно, они будут работать как камикадзе). J-7 «выведены из первой линии», хотя в строевых частях остается от 700 до 800 машин этого типа различных модификаций. Более того, J-7 до сих пор производятся в Китае. В данный момент только на экспорт, но это не значит, что невозможно возобновление их поставок в собственные ВВС.
Истребитель J-17
   МиГ-21 – машина по-настоящему выдающаяся, возможно, в Китае ее оценили больше, чем на родине. Китайцы взяли три производных от нее, создав экспортный истребитель 4-го поколения JF-17 (сейчас поступает на вооружение ВВС Пакистана). И даже сам J-7, простой, дешевый и маневренный, может очень хорошо создавать «эффект массы» во время будущей крупномасштабной войны на просторах Евразии. Так что, вероятно, история этого самолета отнюдь не окончена, а ее продолжение может быть очень неожиданным. Особенно для той страны, где он когда-то родился.
   “В случае обострения международной обстановки китайский авиапром способен еще более нарастить производство боевых, транспортных и специальных самолетов ”

   Кроме того, от прежних времен у китайцев осталось примерно 200 истребителей J-8, вполне посредственных самолетов, которые в ближайшие лет 10–15, видимо, отправятся на хранение или даже на слом.

Истребитель J-8
   Символом «новых времен» для ВВС НОАК стал истребитель Су-27, поставки которого в КНР начались в 1992 году. Китай купил у России 76 готовых Су-27СК/УБК, а затем произвел по лицензии 105 самолетов J-11А, после чего отказался от производства еще 95, предусмотренных контрактом. С 2007 года китайцы развернули серийное производство безлицензионного J-11В. Кроме того, в начале ХХI века Китай приобрел в России 76 Су-30МКК и 25 Су-30МК2 (последние – для морской авиации), после чего в 2012-м начал серийное производство безлицензионных J-16. В настоящее время на вооружении ВВС НОАК (с учетом морской авиации) имеется от 240 до 300 Су-27/J-11 (как минимум в 13 авиаполках) и не менее 110 Су-30/J-16 (как минимум в шести авиаполках). Эти цифры быстро увеличиваются за счет производства J-11В и J-16. Таким образом, по количеству тяжелых истребителей 4-го поколения Китай в ближайшие годы уверенно выйдет на первое место в мире, обойдя как США, так и Россию (при этом его машины будут физически новее и российских, и американских).

   Кроме того, семейство Су-27 и его производных пополнят новые истребители. Во-первых, это палубный J-15, скопированный с купленного на Украине Т-10К. Сегодня два экземпляра этого самолета проходят летные испытания на авианосце «Ляонин». Китай собирался купить два российских палубных истребителя Су-33 (его прототипом и был Т-10К), но Москве впервые хватило сил отказать Пекину. Очень похожая ситуация складывается с Су-35С, наиболее совершенным истребителем данного семейства. Китай хотел купить четыре машины, Россия надеялась продать 48. Видимо, стороны сойдутся на 24, возможно в Китае будут копировать не столько сам самолет, сколько двигатели (с авиадвигателями есть некоторые проблемы).
Реактивный двигатель истребителя J-10
   Легким истребителем китайских ВВС является J-10, созданный на базе несостоявшегося израильского «Лави» (в основе которого в свою очередь лежит F-16), но со многими российскими комплектующими. Сегодня в восьми или девяти авиаполках имеется от 150 до 250 машин этого типа, их производство продолжается, осваиваются новые модификации. Скорее всего будет создан палубный вариант этого истребителя.

   Чрезвычайно большой интерес за рубежом вызвали испытания в Китае самолетов J-20 и J-31. Если судить по их внешнему виду, они являются истребителями 5-го поколения: первый – как бы аналог F-22, второй – F-35. При этом хорошо известно, что китайские двигатели даже 4-му поколению не вполне соответствуют, есть также большие сомнения, что всем параметрам машин 5-го поколения соответствует местная авионика. Следовательно, перспективы двух этих самолетов не совсем ясны. С другой стороны, американский опыт говорит о том, что вся их концепция истребителей 5-го поколения может оказаться тупиковой ветвью развития с точки зрения критерия «стоимость-эффективность». Поэтому Китаю может оказаться вполне достаточно пары тысяч машин 4-го поколения (лет через 8–10 у него будет именно столько). С этим количеством истребителей его ВВС выйдут на первое место в мире.
   В США производство F/A-18E/F (уже почти закончившееся) и увязшего в многочисленных проблемах F-35 не покрывает списания F-15, F-16 и ранних модификаций F/А-18. И уж тем более в России закупки Су-35С никак не смогут компенсировать списания Су-27 и МиГ-29. Ситуацию не исправит и запуск в серию Т-50, даже если он состоится. КНР обойдет и США, и Россию количественно, практически не уступая качественно. При этом средний возраст китайских истребителей будет значительно ниже, чем американских и российских. Сравнивать ВВС НОАК с авиацией каких-то других стран (даже Японии, Индии и Тайваня) бессмысленно уже сейчас.

Развитие ударной авиации

   Дела с ударной авиацией у Китая несколько хуже, чем с истребительной, хотя и здесь положение быстро меняется к лучшему. Только что завершилось производство штурмовиков Q-5, созданных на базе МиГ-19. Впрочем, эта машина многократно модернизировалась, в том числе с использованием западной авионики. Сейчас на вооружении ВВС НОАК имеется около 300 этих самолетов последних модификаций. Это примерно столько же, сколько у США А-10 и у России Су-25. Китайские штурмовики может хуже качественно, зато физически новее.

   Примерно сотня стратегических бомбардировщиков Н-6 (копия Ту-16) ранних модификаций – носителей ядерного оружия (свободнопадающих бомб) прорвать даже весьма посредственную ПВО не сможет. Однако в 90-е годы Китай получил с Украины советскую стратегическую КРВБ Х-55, а из Пакистана – американский «Томагавк». Благодаря их синтезу возникло семейство крылатых ракет, включая КРВБ СJ-10. Ими вооружены последние модификации Н-6 – Н-6Н (несет две КРВБ), Н-6М (4) и Н-6К (6). Этих самолетов в ВВС НОАК от 60 до 70, причем производство Н-6М и Н-6К, по-видимому, возобновлено (для Н-6К приобретаются российские двигатели Д-30КП2). На первый взгляд подобный шаг кажется абсурдом (Ту-16 создан в 50-е годы). С другой стороны, строить «навороченный» новейший самолет в качестве «извозчика» КРВБ большой дальности нет никакой необходимости. В конце концов В-52 ничуть не новее, но прослужит еще лет 30.

Стратегический бомбардировщик Н-6
   Основным фронтовым бомбардировщиком ВВС и морской авиации НОАК стал JH-7. Этот самолет ни с чего не скопирован, хотя напоминает Су-24, а также европейский «Торнадо». Сейчас в девяти авиаполках имеется 160–180 машин этого типа, их производство продолжается. JH-7 уступает качественно Су-24 и тем более Су-34 и F-15Е, но и здесь китайцы возьмут количеством и новизной (в физическом смысле).

   Кроме того, ударную авиацию дополняют многочисленные баллистические, а теперь и крылатые ракеты различной дальности, входящие в состав либо сухопутных войск, либо «второй артиллерии» (здесь счет идет на тысячи), а также ударные беспилотники, которые в последние годы Китай демонстрирует очень широко и во множестве типов. Это «Илонг», очень напоминающий американский «Предатор» (который США не продавали даже ближайшим союзникам), WJ-600, целое семейство БЛА СН (СН-3/4/91/92).

Стратегический бомбардировщик Н-6К
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий